Недельный ВЕЛОпоход по Кош-Агачскому району Республики Алтай.

автор отчета от первого лица - Шишкин Илья, фотографии - Паутов Сергей

 

Время похода - 15.07.10 - 21.07.10

Нитка маршрута : Кош-Агач – село Ортолык (по трассе) – Чуйская степь, подъем вдоль р.Елангаш – перевал Ажу – спуск по реке Тара – долина реки Джазатор – с. Джазатор – степь Самаха – с. Джазатор - долина р. Джазатор – оз. Зерлюколь-Нур – Джумалинские Ключи – перевал Теплый Ключ – р. Калгуты – пер. Теплый Ключ – Джумалинские Ключи – долина реки Тархата – Чуйская степь – Кош-Агач.

Трек маршрута (Garmin)

Карта:

кликнуть для увеличения

Участники:

Шишкин Илья <Ilyas> 1977   Паутов Сергей <$ergio> 1979
Новосибирск

 

Барнаул

 

 

Предисловие:

Изначально в поход планировали поехать я и Бумбараш. Потом к нам присоединился Сергей. А потом Бумбараш не смог, и в итоге поехали мы с Сергеем.

Вкратце: Перевал Ажу оказался явно не велосипедный, и забираться на него пришлось полдня, таща вел в руках, да и спускаться столько же и так же. Для сведения в будущем там проходящих - тропы там тоже нет, она заканчивается перед перевалом, и начинается после него. (Многочисленные хаотичные следы парнокопытных тропой явно назвать нельзя).  А глядя на "брод" через Джазатор в районе Жумалы, через который планировалось перейти, что бы проехать на Теплый Ключ, мы поняли, что при попытке его перейти, нас снесет прямо в степь Самаху. Кстати, и брод через Джазатор, который ведет на перевал Богомоюз, тоже оказался непроходимым. Там даже уже не один день стояли джиперы, спустившиеся с плато Укок, и не представляющие, как теперь перебраться через Джазатор. Видимо, большая вода сделала свое дело, да и август все же лучшее время для бродов, чем июль.

Короче, 14.07 я выехал из Нска, и переночевав у Сереги, мы утром 15 июля двинулись из Барнаула в Кош-Агач.

В Акташе без проблем получили пропуска, которые я заказывал, отправив ходатайство по факсу из Нска заранее. Тут надо отметить, что начитавшись в интернете флуда о бюрократах в Акташе, которые никак не хотят выдавать пропуска и всячески затягивают дело, я готовился к бюрократической битве. Однако, факс из Нска у меня приняли быстро, тут же сообщили входящий номер. Через неделю, позвонив, я узнал номер уже выписанного пропуска, и назвав его в Акташе, тут же получил пропуска прямо на проходной в течении 5 (Пяти!!!) минут. Все. Наверное, те кто трындят в интернете, что-то специально делают, что бы им пропуска не давали?

 

$ergio

День первый, 15 июля.

В Кош-Агач приехали после 18-00, машину оставили на территории предприятия "спецмедчегототранс", где есть штрафстоянка. Обошлось нам это 120 р. в сутки. Кому надо - напишу подробнее.

По быстрому собрали велы, и в 19-00 попедалили в Ортолык по трассе. Цель такая - проехать Ортолык и остановиться на ночевку на берегу Елангаша.

Сразу подул сильный ветер в рожу, тут же оказался тягунок, к тому же выяснилось, что ездить с рюкзаками мы отвыкли. В итоге 10 км. по асфальту оказались сплошным мучением, велосипед вилял по обочине как пьяный мерин, ветер дул в рожу, куда не повернешь, и я думал, как же я дальше буду ехать? Но ничего, к рюкзаку в конце концов привык, и к концу похода педалил уже его не замечая.

Перед самым Ортолыком Серега резко ускорился именно в том месте, где дорога поворачивает в степь (указатель на Бельтир), и мне пришлось его догонять, а потом возвращаться. Проезжаем мост через Чую, потом еще мост через другую речку и начался подъем вдоль Елангаша. Сначала асфальт (по дороге в Бельтир), потом злой грейдер, потом степная колея (грейдер по сравнению с ней асфальтом показался).

Начало смеркаться, дорога была достаточно далеко от ручья и, судя по карте, подходила к нему не скоро. Каменистая дорога, подъем, ветер сделали своё дело - скорость упала до 10 км/час, так что доехать до реки (Елангаш) нам засветло не светило (каламбурчик нарисовался). К тому же у нас была одна полторашка воды на двоих и она заканчивалась.

Решили спускаться к реке через степь - нам, наивным, казалось, что кусты растущие у реки совсем близко, и мы резко взяли влево и попедалили к реке, думая, что за минут 15 до них доедем. Но не учли фактор степи и в  итоге, когда мы до них доехали через час, полностью вымотавшись, выяснилось, что это не кустики, а вполне себе деревья. А реки никакой за ними нет. Русло вообще сухое. В надвигающейся темноте мы увидели какие-то строения, и справа от них поднималось какое-то облако. Рванули к ним, пофиг, терять нечего, воды один хрен нет, может что-нибудь обломится. Строения оказались фермой, а за ними была проложена большая труба, в трубе была дырка, а из дырки бил фонтан воды, который издали нам показался дымом. Судя по всему это и был Елангаш, загнанный в трубу для полива степи. Короче, встали на территории, огороженной колючей проволокой, возле фонтана. Того, который поменьше, потому что как набирать воду из фонтана бьющего метров на 10 вверх, мы не придумали.

Только встали, как почувствовали запах тушенки и решили, что где-то уже тут стоят туристы. А вот хрен - это открылась "лентовская" тушенка в рюкзаке у Сереги, уделав все его вещи. Пару слов об этом удивительном продукте:

Каждый день у нас самопроизвольно открывалась ровно одна банка тушенки - ни больше, ни меньше. Эта педантичность открытия банок навевала на мысль о часовом механизме, который включается, например, к ужину. В общем, респект "ленте" за креатив, а за пропитанные тушенкой вещи она типа должна ответить -).  А открывались от того, что верхняя крышка очень тонкая, с колечком для ее открытия пальцем, и она просто не выдерживала тряски. Хотя сама тушёнка довольно нормальная на вкус.

день закончился часов в 23-00, проехали 38,83 км. за 3ч.4м.

ilyas

дорога вверх к горам

чуйская степь
первая стоянка фонтан из "Елангаша-в-трубе"
утро степь возделанная
чуйская степь ближе к горам педалим...
каменные туры  
   
Елангаш вид вниз

День второй, 16 июля.

Утром сготовили рис-молочку, набрали воды и поехали. Тут же уперлись в забор, проехали через дырку, уперлись во второй, перелезли, полюбовались на мертвого яка, наконец выбрались на дорогу и поехали, петляя среди предгорных барханов, в горы. Дорога, мягко говоря не очень. Даже на немногочисленных спусках ехать более 15 км. в час не получается из-за крупных камней.

К обеду наконец доехали до первого брода, с нескрываемым удовольствием его перебродили и устроились на обед. Достав паштет, которого взяли аж 6 банок, обнаружили, что забыли купить хлеб! В итоге Серега ел паштет с "кириешками" а я с печеньем. И так мы его ели до Джазатора. Было достаточно жарко, мы даже позагорали, впрочем, судя по позже покрасневшим носам и ушам, достаточно неудачно.

После обеда рванули опять наверх, в сторону перевала. Было еще два брода: направо и, тут же, налево. Потом подъехали к ферме у перевала Ажу. Тут дорога опять бродит направо, но мы бродить не стали, и пошли траверсом на перевал. Сначала тащили велы с рюкзаками, а когда устали - рюкзаки одели на плечи, и бодро потолкали, ставшие лёгкими как пушинки, велы.

С высоты, на которую мы уже забрались, было видно, что можно было перебродить и  подъехать к перевалу гораздо ближе и забраться до озера перед перевалом коротким путем. Но гордость спускаться уже не позволила, и мы так и дошли до озера длинным траверсом, два раза при этом пересекая какие-то широкие овраги.

По пути встретили алтайца пешком и его даму на коне. Они только что поймали сурка, который был размером с хорошую собаку, и, наверное, думали, что с ним делать. Алтаец сообщил нам, что недавно тут проезжали "мотоциклисты о четырех колесах", судя по всему квадроциклы. Ну нам-то пофиг, нам бы свои два колеса затащить. Кстати, по пути на перевал \ с перевала ни разу не видели следов квадроциклов.

Остановились у нижнего озера Атаккуль, более крупное Джанкуль было дальше по пути к перевалу. Почва у берега вся в воде, еле нашли где палатку поставить. Тропа нигде не проглядывала, и мы поняли, что на перевал также придется взбираться по бездорожью.

Вспоминая отчет некоего Robin Couton , как проснувшись утром на Ажу, они увидели, что ночью их завалило снегом, а днем началась буря, мы засыпаем с некоторым беспокойством. А зря. Погода завтра будет отменная!

Высота была 2744 м, осталось завтра набрать менее 200 м.

итого за день проехали/прошли 35 км. за 4ч.42м.

Елангаш вид вверх
эдельвейсы первый брод Елангаша
впереди Южно-Чуйский хребет типично азиатский пейзаж
третий брод Елангаша перевал впереди
справа пик Джаникту Южно-Чуйский хребет
показалось озеро Аттакуль гора Джаникту справа, пик Джаникту слева
озеро Аттакуль вид на перевальный взлет Ажу
утро

День третий, 17 июля.

Утро было прекрасным! Решили сварить супчик с сайрой. Доставая сайру, я увидел, что пресловутая тушенка опять открылась, на этот раз у меня в рюкзаке. Поэтому суп был с тушенкой, а рюкзак предан холодной воде озера Аттакуль для омовения.

Отзавтракав, похреначили вверх. Тропы почти не было, там где она была по карте и по GPS-у, были сплошные камни. Где-то проглядывали следы перегона стада через перевал, по ним и шли. Но забрались на перевал довольно быстро. Сергей тащил всю дорогу и рюкзак и байк, я на последних участках челночил. По пути поздоровались с большим стадом яков, которые не спускали с нас глаз, пока мы не скрылись за холмом.

На перевале есть тур, нашли одну записку, долго выковыривали ее из бутылки. Записка оказалась явно любовной, какая-то мамзель писала ее своему кавалеру, похоже она забралась на перевал раньше, чем он и решила оторваться письменно. Судя по тому, что записку нашли мы, ее любовь на перевал так и не взобрался... Засунули обратно, мало ли что, может дойдет еще.

Обогнули озеро за перевалом справа и тут же перебродили на левый берег. Каньон реки Тара обогнули уже слева и так же слева продолжили спуск опять траверсом, не спускаясь к реке. Потом поняли, что с траверсом опять затянули, резко ушли вниз и вышли на нормальную дорогу. Кстати, шли точно по тропе на GPS, а реальная тропа была ниже ее метров на 100-200.

Пару раз бродили ручьи, и когда выбрались к дороге, остановились на обед.

Долина реки Тара очень красива, особенно, когда едешь по дороге вниз, и можно наслаждаться видами. Дорога тоже хорошая, машинная колея по траве и грунту, каменистых участков совсем немного. Только из-за нескольких пересекающих дорогу ручьев пришлось слезать с вела. В общем, дорога на порядок лучше, чем с другой стороны, откуда мы поднимались. По пути видим норы сурков, настолько огромные, что даже страшно представить себе их обитателей.

Ближе к реке Джазатор проезжаем небольшую ферму. Нас приветствуют местные жители - парень и мужик. За фермой брод, небольшой лесок, опять брод, финишная прямая и мы уже на дороге, ведущей в Джазатор. Сразу мимо нас, пыля, проезжает колонна автомобилей с барнаульскими номерами.

Чуть отдышавшись, начинаем двигаться в сторону Джазатора, рассчитывая доехать до места впадения р.Жумалы в р.Джазатор, разведать там брод и встать на ночевку. Дорога отменная, грейдер, но без стиральной доски, и мы несемся под 30 км. в час, не говоря уже про спуски.

Подъезжая к стоянке, попадаем под ливень, который, впрочем, весьма короткий. Посмотрев место предполагаемого брода, приходим в ужас, материм того, кто все это придумал, и решаем перебраться на Укок в месте устья Ильдегема, через перевал Быгымуюз.

На ужин было пюре с тушенкой, традиционный коньяк, дождь и крепкий сон. Высота ночевки 1831 м., ночью было тепло.

За день прошли/проехали 50,39 км за 5 часов ровно.

цветы
озеро джанкуль перевал Ажу
коряво бродим (зато ноги сухие) 133 метра до перевала
время подумать... уже немного осталось
озера вид сверху Серега и снег
на перевале озеро к югу от перевала
еще одно озеро на спуске долина Тары и цветы
долина Тары спуск по Таре
р. Тара дорога по Таре
река Джазатор устье Жумалы. типа "брод"
стоянка на Джазаторе  
дорога, идущая на богомоюз

День четвертый, 18 июля.

Сегодня нашей целю было доехать до степи Самаха, через село Джазатор. А также разведать  брод через р.Джазатор, к дороге ведущую на пер. Быгымуюз, так как в наших планах было на обратном пути ее перебродить и заехать на Укок. Джазатор же нам нужен был еще затем, чтобы немного пополнить запасы тающих продуктов и купить наконец хлеба.

Утром был дождик, который долгое время не давал  добро на "вылез из палатки", в итоге выехали довольно поздно, почти в 10.

Дорога в Джазатор хорошая, грейдер укатанный, до брода на пер.Быгымуюз долетели быстро. Съехав с трассы, я остался сторожить велы и есть печенье, а Серега пошел на разведку. Разведка показала, что на другом берегу стоят два джипа, спустившиеся с Укока, но не перебродившие через р.Джазатор по причине большой воды. Джазатор был настолько полноводен, что нам даже соваться в него не стоило, там регату можно было проводить. Я стоя поодаль, слушал, как перекрикивались между собой Серега и джиперы, нихрена не слыша друг друга из-за шума реки. Мне же, наоборот, было слышно обе стороны, и я с удовольствием поведал Сереге по возвращению, о чем ему орали. Оставив джиперов приходить к мысли, что им придется возвращаться обратно той же дорогой через Теплый Ключ, мы покатили дальше, размышляя как бы нам попасть таки на Укок. Оставалось два варианта: первый – попробовать от Джазатора ломануть на юг в радиалку, и найти мост\брод через р.Ак-Алаха, второй – это двинуть через пер.Тёплый ключ также на радиальный выезд. По пути узнали у алтайцев, что первый вариант отпадает, т.к. через Ак-Алаху можно перейти только на конях, да и то не факт. Остался вариант попасть через Джумалинские источники и перевал Тёплый ключ.

А пока попедалили дальше в Самаху. Подъемчики брались на ура, пока не пошел дождь.

Проехали Джазаторскую ГЭС. Да-да, я сам офигел! Именно ГЭС. Только она стоит справа от дороги на склоне горы, у горной речки. Проектная мощность - 630 кватт.

Подъезжая к Джазатору, Серега нашел бонус: паспорт местного жителя , рожденного в Джазаторе и прописанного в Кош-Агаче. Паспорт уныло мок прямо на дороге. Мы его прибрали к рукам, рассчитывая по нему срулить в Монголию или хотя бы обменять на тушенку. ФИО чела были абсолютно невыговариваемые, но Серёга его запомнил – Пахтарбаев Махабат Есенович. Фото типично алтайское, но наши физиономии уже на него походили. Так как все магазины в Джазаторе были закрыты (то ли из-за того, что шел дождь, то ли из-за воскресенья), мы решили решить вопросы с паспортом и с продуктами завтра, на обратном пути, и помчали в Самаху.

По пути прочитали распечатанный на всякий пожарный отчет от Альтаира-Алтай, как они пропустили поворот на Аргут, и умотали налево, в Самаху. Мы же пошли по их стопам, только наоборот: пропустили поворот через мост в Самаху и умотали к Аргуту. Но спохватились, вернулись, переехали через мост и бодро проскальзывая задними покрышками по глинистому подъему, ведущему в степь, все же приехали в Самаху.

Степь Самаха открылась после подъема из леса внезапно, как будто кто-то поднял занавес. И вот - полная смена пейзажа. Вместо ущелья - равнина, окруженная горами, вместо тайги - почти ровная поверхность, по которой, в отличии от Чуйской степи вполне можно ехать на велосипеде.

И опять у нас заканчивалась вода... При этом дождь лил практически не переставая. Проехав всю степь насквозь, мы не нашли ни одного ручья. В итоге поднялись немного выше по реке Коксу (которая впадает в Аргут), проехав через пару лесков и, сделав нехилый даунхилл, спустились прямо к ее бурным водам.

В итоге проехав без обеда, в 16-00 мы уже устраивались на живописной стоянке на реке Коксу, на западной оконечности Самахи. Высота - 1554 м., ночью было очень тепло.

За день проехали 57,77 км за 4 ч. 27 м.

брод через Джазатор в районе Ильдегема
горные ручьи село Джазатор
Аргут в районе моста степь Самаха
степь Самаха степь Самаха
река Коксу в месте стоянки река Коксу
наша стоянка наш сосед
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
подъем от Коксу в Самаху

День пятый, 19 июля.

Как обычно, встали поздно, позавтракали и часов в 10 выехали. Вчерашний даунхильчик превратился в апхильчик, и это неудивительно, ведь ехали мы назад, на подъем в степь.

Самаха без дождя оказалась куда симпатичнее, и Серёга делает ее фотосессию. Проехав степь, съезжаем вниз через лес к Аргуту, переезжаем через мост и устремляемся к селу Джазатор, перед которым нас опять накрывает дождь. Впрочем, в самом селе дождя не было, и мы заезжаем в магазин за продуктами. Тушенка там была хреновая (надпись на банке "консервы мясорастительные"), больше одной банки мы брать не решаемся, да и то на чёрный день (да и то не съели). Зато берем по 3 пирожка с картошкой. Тут же с удовольствием их съедаем, запивая соком. Решили взять еще по три, уже на обед.

Тут же недалеко отмечаемся на погранзаставе и торжественно возвращаем найденный вчера паспорт. Дежурный нас благодарит, и есть ощущение, что он знаком с владельцем паспорта, поскольку даже обмолвился, каким ветром того сюда занесло из Кош-Агача.

На въезде в Джазатор стоит знак: "Беляши". Хорошо видно, что "Беляши" написано поверх замазанного краской другого названия, наверное "Джазатор". Такое ощущение, что власть тут меняется периодически, только успевай название села перезакрашивать. Я фотографируюсь со знаком "Беляши", многозначительно держа в руке пирожок, купленный в магазине.

Ритуал соблюден, едем обратно, на Теплый Ключ. Только выехали из села, как опять пошел дождь, и не слабый.

Под дождем пропедалили до несостоявшегося брода на Быгымуюз, и тут решив, что ехать второй раз по одной и той же дороге скучно (тем более вверх) мы ловим уазик, весело катящийся в попутном направлении. 200 руб., немного времени и мы уже на развилке от Тархаты к Джумалинским ключам.

Местность тут уже открытая – деревьев нет, при этом сильный ветер и довольно холодно. Мы напяливаем на себя теплые вещи (я даже одел перчатки), и едем вверх к Джумалинским ключам. Какие-то перцы на автомобиле снимают нас на видео прямо из машины, наверное первый раз велосипедистов увидели. У озера Зерлюколь-Нур встаем на обед, который состоял из закупленных в Джазаторе пирожков, чая и печенек. Так как после дождя передний переключатель переключался на малую звезду только после пинка ногой, а задний вообще превратился в коробку-автомат, я пользуясь случаем прочищаю тросики и регулирую их заново.

Обед закончился – педалим в подъём. Когда-то я ездил на Теплый Ключ на машине, и дорогу помнил как автомобилист, поэтому сообщил Сереге, что впереди небольшой подъемчик, а за ним уже и ключи. Подъемчик оказался вполне себе перевалом высотой 2700 м. Впрочем, он легко проезжается на байке без остановки, что я и сделал.

Дальше был отличный спуск, очень красивый вид на Южно-Чуйский хребет, два маленьких брода и наконец - мы на Джумалинских Ключах. Нас тут же взяли в оборот и раскошелили на 150 руб. с человека за домик и по 200 руб. за проезд в зону Укок. Немного торга и проезд на Укок стал уже 300 руб. за двоих - мелочь, а приятно.

Заночевали в домике, было достаточно холодно, зато свежо -). Высота - 2400 м.

За день проехали 64,89 км за 5 ч. 31 м. (пробег на авто сюда не входит)

 

дорги в Самахе
Самаха утром степь

небольшое ТО

интересный подход к картофелеводству
я, беляш и "Беляши" недалеко от развилки на Теплый Ключ
перевельчик дорога на Теплый Ключ
долина Жумалы  
 

 

 

 

 

 

 

 

 
на подъеме на Т.Ключ

День шестой, 20 июля.

После долгих совещаний решили не ехать на Укок с рюкзаками и ночевкой, а сделать дневную радиалку. То есть заехать на перевал Тёплый ключ, съехать, проехать немного в сторону р.Аргамджи и вернуться обратно в тот же день. Время у нас оставалось мало –поэтому мы решили, что если поедем с вещами, то ехать будем всяко медленнее, и к вечеру доедем примерно до того же места, до которого можем доехать за полдня без вещей и вернутся. Соответственно, особого смысла брать с собой вещи не было.

И правильно сделали, поскольку спуск и подъем на перевал Теплый Ключ с гружеными велами - удовольствие сомнительное.

В общем, выехали налегке, оставив весь скарб в домике. Как я не пыжился, но заехать на перевал даже на пустом велосипеде не получилось. На подъём затратили 1 час 20 минут. На самом перевале стоит тур, рядом озерцо и домик. Высота оказалась ровно 2911 метров, метр в метр столько же, как и Ажу! Удивительное совпадение, два перевала в один поход с абсолютно одинаковой высотой.

Спуск с перевала гораздо длиннее, чем подъем со стороны ключей. Более того, не везде получалось съехать с него не спешиваясь, так как дорога местами представляла из себя груду камней. Фрирайд одним словом. Затратив на спуск времени больше чем на подъем, мы с ужасом думали, как будем по нему подниматься обратно.

При этом после первого брода Калгуты, спуск опять превращается в неслабый подъем, заходит на гору и только потом спускается в долину.

Перебродив Калгуты 2 раза, один раз на спуске, второй уже после спуска, мы проезжаем несколько км. до того места, где река делает поворот, и нам открывается вид на плато Укок и на г. Таван-Богдо-Ула. Точнее, гора показалась уже на спуске с перевала, но тут она предстала в окружении остальных гор хребта Сайлюгем. Таван-Богдо-Ула была покрыта снегом по самые предгорья, и мы, выбрав точку обеда на пригорке, вовсю наслаждались видами Укока. До заставы Аргамджи решили не педалить, т.к. в этом случае была сильна вероятность возвращатся через перевал Тёплый ключ при свете фонариков, что нам совершенно не улыбалось.

Пообедали паштетом, печеньками и растаявшей шоколадкой, которую пришлось есть с ножа, так как ложек и тарелок мы, естественно, не взяли.

Мимо нас продефилировала группа пеших туристов, которые встали нас стоянку недалеко от подъема на перевал Теплый Ключ.

После спуска силы меня окончательно покинули, но надо было возвращаться, и мы попедалили назад. Подъем казался бесконечным, и если Серега шел бодрячком, напевая песню «пять минут на Укок», то я, свесив язык на плечо, толкал вел радуясь только тому, что едем без рюкзаков. Однако, перед самим перевалом силы опять аккумулировались, и, бодро запедалив наверх, мы начали спуск.

Спуск в сторону Ключей лишен такого количества камней, как в сторону Калгуты, и мы бодро неслись не останавливаясь, получая истинное удовольствие от даунхилла, несмотря на сугубо кантрийные велы.

В итоге, в 17-30 мы уже варили лагман с тушёнкой и смотрели фотки на фотоаппарате.

Итого за день проехали\прошли 43 км за 5 ч. 30 м.

набираемся сил
озеро на перевале Теплый Ключ вид в сторону Калгуты
дорога на спуске река Калгуты
хребет Сайлюгем традиционно спящий байкер
долина Калгуты и Таван-Богдо-Ула ромашковый рай
вид с пер. Т.Ключ в сторону Укок на спуске
раздел "наши байки"  
наша попутчица

День седьмой, 21 июля.

Сегодня мы возвращаемся обратно в Кош-Агач.

С утра, отзавтракав, пошли принимать радоновые ванны. Сначала приняли душ в каком-то пепелаце, потом погрузились в бассейн. Вода действительно теплая и чистая, даже рыбки плавают. Проверив, что рыбки остались в бассейне, а не в трусах, мы идем в домик, допиваем чай и бодро выезжаем в направлении Кош-Агача.

Не успев толком выехать с Ключей, мы получили попутчика - собаку. Белая псина, как ни в чем ни бывало, выбежала из какого-то домика, и побежала по дороге рядом с нами, по пути охотясь на сусликов. Пока мы взбирались на перевальчик, она двоих поймала, но есть не стала.

На перевал заехали в седле, слегка утеплились для спуска и понеслись в сторону Тархаты. Дорога там хорошая, скорость получилась большая и собака отстала, но когда мы остановились отдохнуть после спуска у ручья, она опять нас нагнала и, как ни в чем ни бывало, стала в нём купаться. Тут мы поняли, что она реально решила срулить с Ключей (наверное ей там надоело, или деньги закончились -) ), и ждала попутчиков, а тут мы.

Так и ехали втроем. Собака купалась в ручьях, мимо которых мы проезжали, гонялась за сусликами и просто бежала рядом по дороге. И все это она делала с таким независимым видом: дескать, я тут сама по себе, и вовсе не за вами бегу, просто нам по пути. Опытным путем было установлена крейсерская скорость собаки - 22-24 км. час, при 30 она начинает уже отставать.

Но тут мы выехали на Джазаторскую дорогу, и на спуске, где мы неслись уже под полтинник, собачка отстала. Серега ее ещё раз подождал, но потом у Тархатинского озера был длинный спуск, и тут она уже отстала окончательно.  Скорее всего она зашла в гости на ферму возле озера, где наверняка у нее были знакомые.

Тем не менее, обедая на въезде в Тархатинское ущелье, мы то и дело вглядывались в даль, не бежит ли наша псина. Как-то за 40 км. успели к ней привыкнуть.

Собаки не было, и мы поехали в Кош-Агач. Дорога в Тархатинском ущелье уже похуже, есть и стиральная доска и камни, зато с уклоном вниз, так что до заставы доехали бодренько. Отметились и продолжили путь уже в Чуйской степи. Основная дорога по Чуйской степи - грейдер со стиралкой, поэтому нечего по ней ехать. Параллельно ведут куча дорожек поменьше и поровнее, мы ехали по ним.

Сейчас, когда уклон был вниз, педалить было сравнительно легко (несмотря на встречный ветер), мы получили возможность в полной мере насладиться видами Чуйской степи. А виды действительно того стоили. Впрочем, что рассказывать - смотрите фото. Серёга еще и панорамы сделал. Чуйская степь нам очень понравилась !

Встретили по пути деда-туриста-пешехода, идущего к Ключам. Так, бодренько,  мы доехали до Кош-Агача к 19 часам вечера. Далеко не с первой попытки нашли свою машину, даже пришлось ориентироваться по GPS, чтоб найти, где мы ее оставили.

Загрузились, расплатились и поехали ночевать на Семинский. Дорога на Семинский стала самым адским испытанием за весь мой водительский стаж. Представьте: ночь, дождь, туман (и не кислый), новое дорожное полотно без разметки, короче ориентация только на ощупь и по знакам. В общем, 300 км. ехали четыре с половиной часа.

Итого за день проехали 99,27 км за 6 ч. 18 м.

 

дорога
водные процедуры дорога от Ключей
озеро Тархатинское ущелье Тархаты
Тархата показалась Чуйская степь
одинокий байкер в Чуйской степи дождь
дождь в степи  

Панорамы:

степь Самаха степь Самахастепь Чуйская Чуйская степь

хребет Сайлюгем

Используемое снаряжение: у меня Wheeler Pro 49 с навеской Deore, у Сергея - Stels Navigator 950 Disk - Deore-Alivio.

Багажники AUTHOR ACR 20N и барнаульский hand-made из лыжных палок соответственно (hand-made явно рулит!)

Рюкзаки - ПИК-99 на 85 л. и Кочевник-тур 65 литров.

Горелка газовая, два больших баллона хватило вполне, еще и осталось.

Поломок и проколов не было, спасибо Sсhwalbe Marathon XR.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz